Арт-терапия для будущих мамочек. Рисование для беременных

Арт-терапия для беременных: почему так важно посещать творческие занятия в ожидании малыша

Ожидание малыша — особенное время, и очень важно наполнить его радостью, теплотой и спокойствием. Арт-терапия помогает вывести на поверхность, проработать и отпустить беспокоящие мысли и чувства будущей мамы

Источник: Getty Images

Эмоциональное состояние будущей мамочки во многом определяет физическое и психологическое здоровье ребенка. Однако именно в этот период женщине бывает особенно сложно справиться с перепадами настроения и беспокойством. Многие психологи, работающие с беременными, прибегают к помощи арт-терапии — одного из самых мягких и бережных направлений психотерапии, позволяющего гармонизировать эмоциональное состояние.

Первый триместр: привыкаем к новым ощущениям

Итак, вы узнали, что беременны. Возможно, беременность была запланированной, а может быть, новость застала вас врасплох. В любом случае впереди у вас долгий путь к встрече с малышом и пройти его нужно радостно. Но зачастую наряду с радостью возникают самые разные опасения. Все ли в порядке с малышом? Как выбрать подходящего врача? Где будут проходить роды? Получится ли стать хорошей мамой? Ко всем волнениям нередко добавляется плохое самочувствие — тошнота, усталость, сонливость, отеки…
Организм настраивается на беременность, идут важные гормональные процессы, происходит налаживание уникальной целостной системы «мама и малыш». Перестроиться должно не только тело, но и психика. Постепенно формируется так называемая доминанта беременности, когда все привычные заботы уходят на второй план, а мысли все больше заняты будущим ребенком. Постепенно меняется стиль жизни, ее темп… И здесь очень важно найти золотую середину. Конечно, не нужно полностью отказываться от спорта или путешествий, но в то же время стоит помнить о том, что первый триместр — период повышенного риска и нужно поберечь себя. Научитесь замедляться, прислушиваться к своему телу, справляться с эмоциями, больше отдыхать и грамотно восстанавливать силы.

Источник: Getty Images

Рисуем настроение

Переживания не дают покоя? Попробуйте не подавлять их, а, наоборот, выразить и отпустить. Возьмите бумагу и краски. Сядьте удобно, прикройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте, где в теле расположены ваши тревоги, какого они цвета, какой формы… Рисуйте! Пусть это будут просто узоры, образы, честно отражающие ваше внутреннее состояние. Представляйте, как через кисточку ваши волнения вытекают на бумагу. Уберите или выбросьте получившийся рисунок. А теперь снова закройте глаза и задайте себе вопрос: «А в какие цвета я хочу раскрасить свою беременность, какими чувствами наполнить?» Радостью, любовью, нежностью, спокойствием? Нарисуйте их!

Домик для малыша Заранее приготовьте лист бумаги с нарисованной на нем окружностью (можно обвести карандашом тарелку диаметром около 20 см), а также коробку масляной пастели или цветные карандаши. Лягте или сядьте максимально удобно. Включите приятную музыку. Закройте глаза, положите руку на живот. Представьте, как на протяжении многих месяцев животик будет гнездышком, в котором растет и развивается кроха. В его уютном мире есть все необходимое — тепло, питание. Каким вам представляется этот мир? Он похож на цветущий сад? А может быть, на морскую бухту? В круге, символизирующем целостность и защищенность, нарисуйте те образы, которые появились в вашем воображении.
Арт-дневник Побалуйте себя — отправляйтесь в художественный магазин и выберите самый красивый альбом или блокнот. Во время беременности вас ждет множество волнующих мгновений — вы впервые увидите ребенка во время УЗИ, ощутите его движения, будете выбирать ему имя и мечтать о совместных путешествиях… Если все эти моменты фиксировать в дневнике, это не только поможет сохранять позитивный настрой, но и поддержит в минуты возможных перепадов настроения и усталости. Вести дневник можно в любых творческих формах — писать заметки, вклеивать фотографии, делать коллажи. Подросшему малышу будет приятно узнать, с какой любовью мама и папа ждали его появления на свет.

Вы не умеете рисовать или делать классные снимки? Это неважно! В арт-терапии способности не имеют значения!

Второй триместр: учимся общаться с малышом

Наступает самый приятный период беременности, который многие мамы не случайно называют золотым временем. Организм полностью адаптировался к новому состоянию, а животик пока еще не ограничивает подвижность. Появляется желание посещать выставки, слушать красивую музыку, рисовать, фотографировать, писать стихи. Не отказывайте себе в этом, творчество приносит столько радости! А радость теперь должна быть в вашем меню ежедневно наряду со свежими овощами и фруктами!

Во втором триместре вы начинаете чувствовать своего кроху, у вас с ним устанавливается особая связь. Вы учитесь понимать, как он сообщает вам о том, что ему некомфортно (например, если вы нервничаете или находитесь в неудобной позе), как он реагирует на ваши прикосновения и голос. Вы замечаете, как он начинает активничать после того, как вы приляжете отдохнуть или погуляете.
В это время очень важно общаться с малышом. Начиная с 19-й недели он слышит ваш голос, привыкает к нему, и будет очень полезно петь ему песенки и разговаривать с ним. Подключите к этому процессу и будущего папу, тогда после появления ребенка на свет родные голоса будут быстрее его успокаивать.

Танцуем вдвоем Вы наверняка замечали, что музыка оказывает заметное воздействие на эмоциональное состояние. С помощью любимых мелодий можно взбодриться, расслабиться, отвлечься от грустных мыслей, получить заряд вдохновения. Многократно усилит этот эффект движение. Выберите те композиции, которые вам приятны, включите музыку, не торопитесь, вслушайтесь в нее. А теперь прислушайтесь к своему телу, доверьтесь ему, начните мягко двигаться так, как вам хочется. Разумеется, все движения должны быть плавными, без резких поворотов. Это особенный танец — положите ладонь на живот, представьте, что вы нежно покачиваете кроху в колыбели.
Красота простых вещей Для этого упражнения вам понадобится фотоаппарат или смартфон. Каждый раз, когда вы отправляетесь гулять, подумайте о том, что уже скоро ваш малыш окажется в этом мире и будет познавать его с вашей помощью. Именно вы будете приводить его в свои любимые места, учить видеть волшебство в каждом дне. А для этого нужно и самой уметь замечать красоту простых вещей. Фотографируйте все, что находит отклик в вашей душе: падающие в свете фонаря снежинки, нежащуюся на солнце кошку, рассвет над озером…
Можно поставить себе цель — каждый день поймать в объектив не менее трех прекрасных мгновений. А затем оформить эти фото­впечатления: сделать фотоколлажи, завести фотоблог, заказать фотокнигу.

Читайте также:
Как избавиться от бородавки на носу и можно ли удалить ее в домашних условиях?

Третий триместр: готовимся к чудесной встрече

Наступают завершающие месяцы беременности. Встреча с крохой все ближе — вероятно, вы уже посещаете курсы для будущих мам, вплотную думаете об обустройстве детской, выбираете приданое для новорожденного.
Ближе к концу третьего триместра многие мамочки уже ощущают усталость и нетерпение, нередки страхи и беспокойство по поводу предстоящих родов. Главная задача на этом этапе — научиться справляться со своими тревогами, а также доверять своим ощущениям и освоить техники расслабления.

Теперь, когда вы уже находитесь в декретном отпуске, постарайтесь не загружать себя домашними делами, позвольте себе больше отдыхать и заниматься тем, что приносит вам удовольствие: читайте, придумывайте и пробуйте рецепты новых блюд, рисуйте или раскрашивайте картины, смотрите любимые фильмы, слушайте музыку. Первое время после рождения ребенка времени на любимые занятия у вас не будет, поэтому устройте себе полноценный творческий отпуск.

Источник: Burda Media

Раскрашиваем животик Это упражнение нравится многим будущим мамам! Если вас тревожат мысли о грядущих заботах, оно позволит немного подурачиться, расслабиться и снять лишнее напряжение.
Вам понадобится детский грим или специальные безвредные краски для пальчикового рисования, которые можно купить в отделах для детского творчества. Некоторые пары используют подручные материалы — взбитые сливки, шоколадную пасту или варенье. Вспомните упражнение «Домик для малыша» и нарисуйте образы и узоры, которые вам нравятся, выражают ваше настроение, либо просто сделайте какие-нибудь веселые и яркие рисунки на своем округлившемся животике. А затем устройте фотосессию. Снимки еще долго будут служить источником прекрасного настроения.
Оберег на роды Традиция создания различных оберегов и талисманов существует во всех культурах. Издревле считалось, что именно сделанный своими руками талисман вбирает в себя всю силу рода, дает поддержку многих поколений семьи. С точки зрения современной психологии, создавая оберег, вы фокусируетесь на самой важной на данном жизненном этапе задаче и психологически настраиваетесь на желаемый результат.
Помечтайте о предстоящем появлении крохи на свет и подумайте, какой образ символизирует для вас легкие, благополучные роды. А затем воплотите его так, как вам захочется. Это может быть сделанная своими руками куколка из ткани, браслет или кулон из камней либо полимерной глины, рисунок — все что угодно. В минуты волнений оберег будет напоминать вам о вашей внутренней силе и о поддержке ваших близких.

Автор текста: Екатерина Антюфьева, клинический психолог, арт-терапевт

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Арт-терапия во время беременности

В ожидании малыша будущая мама испытывает самые разные чувства. Ощущение безграничного счастья в считанные секунды может смениться подавленностью и отчаянием. Такое поведение вполне естественно для беременной женщины, ведь в ее организме происходит гормональная перестройка, которая отражается на психологическом состоянии будущей мамы. Однако негативные эмоции можно обратить в пользу для себя. В этом вам поможет арт-терапия.

Что же такое арт-терапия?

Это один из самых древних методов лечения творчеством, своеобразная «коррекция» своего сознания. Под арт-терапией подразумевается лечение искусством, облегчение психологического и эмоционального здоровья человека посредством творчества. Таким образом, выражаются негативные и положительные эмоции, озвучиваются и преодолеваются фобии. Основой такого метода являются рисование, лепка, фотография, актерское мастерство. Арт-терапия это не только лечение, но также интересное и полезное времяпровождение. Поэтому заниматься арт-терапией могут абсолютно все, в особенности беременные и вышедшие в декрет женщины. Самое главное правило — свобода самовыражения.

Чем может помочь арт-терапия при беременности?

Когда человек что-то творит, вкладывает свою душу в работу, он забывает о себе и своих невзгодах. Он существует в режиме «здесь и сейчас». А это как раз то, что нужно будущим мамам. Мысли о неизвестном, постоянные прокручивания в голове возможных сценариев и беспокойство за ребенка создают напряжение и влияют на здоровье малыша. Арт-терапия во время беременности поможет отключиться от всего негативного и займет руки и голову. Рисуя или что-то мастеря, женщина самовыражается. Те страхи, о которых она не может поговорить со своими близкими, и негатив, даже скрываемый от себя самой, найдут выход в творчестве и вернут равновесие и гармонию.

Беременная женщина и плод представляют собой один организм, одно целое. А значит, эмоции, переживания и восприятие мира мамы и ребенка связаны. Если женщина видит прекрасное и соприкасается с ним, ребенку тоже прививаются эстетические чувства и вкус. Укрепляется духовная связь матери с ребенком, а это фундамент для счастливого детства и будущей жизни.новесие и гармонию.

Применение арт-терапии во время беременности имеет высокую эффективность в борьбе со страхами и тревогами.

Рисуя, беременная женщина, дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Рисование выступает, как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей, раскрытии внутренних сил. Способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Читайте также:
Витамины для позвоночника и спины: что нужно при болях и грыже

Занятия творчеством, арт-терапией в период беременности помогают сосредоточиться на уникальном состоянии беременности, раскрыть творческий потенциал будущей мамы, настроиться на интуитивное общение с малышом, развить материнские чувства, снять страх пред родами, а также создать пространство для ребенка в реальном мире, наполненное любовью и радостью.

Занимаясь арт-терапией, вы одновременно осуществляете несколько полезных дел:

  • Поднимаете настроение себе и окружающим. Счастлива женщина — счастливы все остальные.
  • Творчески развиваетесь. Даже если результат не оправдал ваших ожиданий, это все равно опыт, попытка. Все мы живем один раз, так почему бы не испробовать все самое лучшее, что придумало человечество?
  • Решаете внутренние и внешние конфликты. Непонимание окружающих, раздражительность к любимому человеку, низкая самооценка… Все это можно устранить, стоит только начать творить. Во время создания чего-то происходит катарсис, своеобразное очищение от проблем хотя бы на некоторое время.
  • Занимаетесь эстетическим воспитанием ребенка задолго до его рождения. Малышу, который находится в утробе матери, передаются все ее эмоции, поэтому получайте как можно больше удовольствия от творчества, чтобы эндорфины — гормоны счастья — вдоволь доставались малышу.

Арт-терапия во время беременности способствует:

  • достижению душевной гармонии;
  • раскрытию творческого потенциала;
  • выявлению и нейтрализации эмоционального напряжения;
  • концентрации на беременности;
  • снятию страха перед родами и закреплению позитивного представления о них;
  • развитию материнских чувств.

Существует множество видов арт-терапии, из которых можно выбрать что-то одно, либо попробовать всего понемногу. Быть может, наиболее эффективным окажется тот вид арт-терапии, от которого вы не ждали особых результатов.

Самые распространенные виды арт-терапии

Женщина может выбрать любое занятие по вкусу и способностям. Есть несколько популярных направлений, которые предпочитают беременные:

  • бодиарт;
  • цветотерапия;
  • рисунок;
  • оригами;
  • работа с глиной;
  • песочная терапия;
  • музыкотерапия.

К тому же, арт-терапия для беременных является лучшей альтернативой ежедневному длительному просиживанию за компьютером. Такие занятия не только улучшают настроение, но и позволяют усвоить те знания и навыки, которые пригодятся в будущем для раскрытия творческих способностей вашего ребенка.

С чего начать?

В каждом городе существуют специальные программы по арт-терапии, где участники получают мотивацию к действиям и анализируют собственные результаты. Однако арт-терапия хороша и в домашних условиях, особенно для беременных женщин, которым на последних сроках тяжело лишний раз выходить из дома в общество. Итак, приступаем к арт-терапии в своей уютной квартире.

Как проводится арт-терапия для беременных?

1. Для начала подбирается спокойная и приятная музыка, которая поможет расслабиться и сконцентрироваться на занятии.

2. Определяется вид арт-терапии: лепка, рисование, роспись, графика.

3. Первое занятие арт-терапии отводится на экспериментирование с цветом. Здесь не нужно думать о результате. Главное – наслаждаться самим процессом. Используются любые цвета и накладываются мазки на свое усмотрение.

4. Оценивается результат. Если занятия проводятся не самостоятельно, а с арт-терапевтом, он поинтересуется о том, какие эмоции посещали вас в этот момент. Посредством наводящих вопросов он поможет вам правильно направить самооценку. Возможно, вы даже откроете в себе что-то новое.

Имеется и иная оценка, выражающаяся в цветной интерпретации, которую можно проводить самостоятельно. Ведь цвета, которые использовались при создании рисунка, способны рассказать о многом. Все зависит от доминирующего цвета.

Практические рекомендации будущей маме

Я леплю из пластилина

Если у вас плохое настроение, неприятные эмоции, тревога, волнение, смешанные чувства, сон плохой приснился — пластилин поможет быстро и эффективно справиться с проблемой и найти новое решение. Откройте коробочку с пластилином. Выберите на ваш взгляд цвет, соответствующий вашему состоянию. Неспешно разомните его в ладонях. Подумайте, как следует, какая она, ваша проблема, и начните ее ваять. Может быть, захочется сразу слепить что-то конкретное – лепите. Другой вариант — позволить своим пальцам перебирать пластичную массу, которая постепенно приобретет какую-то форму. Это может быть простой пластилиновый шарик, и целый сюжет на листе с действующими лицами. Старайтесь вложить в вашу поделку всю злость, обиду, негодование. Как только вы материализуете свою боль в реальном виде, она начнет отступать. Затем вам нужно будет обязательно от нее избавиться. Глиняную фигурку можно разбить рисунок или бумажную поделку — сжечь, а пепел выбросить. Вы сами почувствуете, когда процесс будет завершен. Рассмотрите работу. Что вам это напоминает? Как это связано с вашим состоянием? Преобразуйте изделие так, чтобы оно вам нравилось. Делайте до тех пор, пока не почувствуете удовлетворения. Положите работу, и полюбуйтесь ею какое-то время.

Нарисуйте свою радость

Если в последнее время вы чувствуете тоску и усталость, у вас начинают появляться депрессивные мысли можно попробовать следующее. Возьмите как можно больше цветных красок, карандашей или фломастеров и нарисуйте радость. У вас может получится полноценная картина или просто символ, главное, чтобы вам в этот момент было тепло и хорошо на душе. Готовую картину можете поставить на письменный стол. Глядя на нее, вы всегда будете испытывать приятное щекотание в груди, чувство радости.

Смысл арт-терапии не в результате, а в процессе, который поможет вам разобраться в себе. И, конечно, самый идеальный вариант — это получение удовольствия от своих действий.

Занятия арт-терапией для беременных проводят опытные психологи. С ними можно поговорить о личных проблемах и страхах. К тому же большое значение имеет сплоченность группы. Беременная не будет ощущать себя одинокой, ведь рядом женщины, которые понимают ее состояние и находятся в похожей ситуации.

Уважаемые будущие мамочки, приглашаем Вас на консультации специалистов ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», а также посетить:

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 282-448.

Читайте также:
Аналог Флюкостата и Дифлюкана от молочницы: дешевые таблетки

Статью подготовил: психолог Кабинета кризисной беременности – Ю. О. Мытницкая.

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе в Контакте.

Изотерапия для детей

Содержание статьи

  • Показания
  • Какие проблемы решает изотерапия?
  • Как проходят занятия?
  • Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.

Показания к проведению:

  • тревожность, стрессы, депрессия;
  • эмоциональная скованность;
  • плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
  • ощущение одиночества, заброшенности;
  • конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
  • ревность к новорожденному в семье;
  • трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
  • импульсивность;
  • страхи, фобии, панические состояния;
  • проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
  • пониженная самооценка;
  • отрицательная «я-концепция».

Какие проблемы решает изотерапия?

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

  • неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
  • неуравновешенность, ревность;
  • низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей;
  • неустойчивое поведение;
  • хронические стрессы;
  • недопонимание в семье;
  • отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов Источник:
    Зауторова, Э.В.
    Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.

Как проходят занятия?

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Техника «Марания»

Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

  1. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
  2. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.

Консультация для будущих родителей «Арт-терапия для беременных»

Орещишина В.В
Консультация для будущих родителей «Арт-терапия для беременных»

Сутью этого вида творчества является не создание гениальных произведений искусства, а выброс отрицательной энегрии. Порой будущим мамочкам просто необходимо избавиться от накопившегося стресса.

Исследователи не раз доказывали- ребёнок ощущает все переживания матери поэтому, когда у неё хорошее настроение и нет лишних переживаний, малыш тоже чувствует себя прекрасно. Арт- терапия поможет не только уладить внутренние проблемы, но и научиться общаться со своим ребёнком, избавиться от страха перед родами,а также развить материнский инстинкт.

Перед тем, как начать рисовать, необходимо сесть в удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Дышите медленно и глубоко, осознавая себя и пространство вокруг. Попробуйте мысленно связаться с малышом, дышать вместе с ним, почувствовать биение его сердца. Теперь, когда вы достаточно подготовились, нужно положить перед собой лист бумаги и карандаши, включить свет, закрыть глаза и приступить к рисованию. Избавьтесь от лишних мыслей, пусть рука сама рисует всё, что её захочется. Это могут быть как геометрические фигуры, так и настоящие картины, а может просто каракули. Главное, чтобы все ваши переживания, стрессы, неоправданные надежды и негативные эмоции остались на листе. Как только картина окончена, не спешите включать свет, Посидите немного, отдохните и подумайте о чём-то хорошем. Затем можно посмотреть на свой рисунок и провести ассоциации, проанализировать его элементы. Легче станет не только от “излияния” переживаний, но и от осознания скрытых проблем.

Читайте также:
Алкоголь: влияние на сердце и сердечно-сосудистую систему

Бывает, что постоянная усталость и подавленность приводят к самой грани депрессии. В этом случае это незамысловатое упражнение поможет существенно поднять настрой. Возьмите все краски, карандаши и фломастеры, что найдёте в доме, и начните рисовать радость. Попытайтесь изобразить на картине то, от чего на душе становится тепло и хорошо. Рисунок получится достаточно символичным. Поставьте его на видное место и каждый раз, когда вы будее его видеть, вспоминайте все те приятные эмоции, которые были испытаны при рисовании.

Цвет и внутренний мир:

Существует гипотеза, согласно которой цвета, выбранные беременными женщинами для рисования, отражают не только их психологическое состояние, но и говорят о характере будущего малыша.

Жёлтый цвет выбирают мамы, не чувствующие серьёзных эмоциональных проблем. А о таком малыше можно сказать, как о фантазёре, шутнике, мечтателе, обладающим богатым воображением. В будущем такие дети предпочитают интересную работу рутине и отличаются оптимизмом.

Красный цвет привлекает женщин, которые не отказываются из-за беременности от своей привычной жизни. “Красные” малыши активны и часто достаточно беспокойны. Становясь взрослыми, такие дети стремятся к успеху, одобрению и получению прибыли.

Оранжевый цвет является смесью жёлтого и красного, а поэтому такие дети склонны к частым перепадам настроения.

Голубой, розовый и лиловый цвета говорят о тех, кто выбрал, как о людях, сохранивших в себе детскую наивность и некую инфантильность. Такие мамы чувствуют себя беспомощными, одинокими и слабыми, дают волю чувствам. Дети впоследствии требуют постоянной заботы и опоры, часто бывают робкими и ранимыми.

Синий цвет привлекает женщин, которые нуждаются в отдыхе и покое. Дети же, как правило, уравновешенны, искренни, любят читать и разговаривать на серьёзные темы.

Фиолетовый цвет выбирают мамы, которые доверяют только своим ощущениям. Им очень важно, чтобы рядом постоянно кто-то находился, кто сможет выслушать и понять. Дети отличаются артистизмом, богатым воображением и стремлением произвести впечатление на окружающих.

Зелёный цвет является самым тревожным знаком. Он говорит о том, что ребёнок чувствует себя ненужным и не получает достаточно материнской любви. “Зелёные” взрослые впоследствии замкнуты и боятся перемен.

Серый цвет выбирают женщины, погрязшие в рутине, уставшие, теряющие надежду. “Серые” дети очень тихие и застенчивые.

Эти упражнения помогут не только расслабиться, но и подготовить будущую маму к родам, репетируя технику правильного дыхания. Чем длительнее вдохи и выдохи во время схваток, тем меньше женщина почувствует болезненных ощущений. В идеале каждый издаваемый звук при пении должен длиться около 50 секунд. Научиться этому не так сложно, если правильно выполнять все указания.

1. Нужно сильно расправить плечи, представляя, будто стоите у стены и касаетесь её одновременно плечами, затылком и пятками.

2. Лицо должно быть расслабленно.

3. Глубокое дыхание грудью, расслабив живот и не поднимая плеч.

4. На выдохе пойте”аааа”. Звук должен быть сильным, без першения и прочих дефектов. Если они имеются, значит, упражнение выполняется неправильно, попробуйте ещё раз.

Беременным женщинам не повредит не только слушать музыку, но и подпевать, а ещё лучше подтанцовывать. Это улучшает настроение, что благотворно скажется на малыше, да и вообще ритмично двигаться очень даже полезно. Однако заниматься всем этим рекомендуется дома.

Дневник беременности

В последнее время стало достаточно модным явлением вести подобные дневники, и это прекрасно. После родов его можно продолжить, а когда малыш подрастёт, то сможет узнать свою биографию с самого начала. К тому же, начав писать, некоторые мамы могут раскрыть в себе литературный талант и придумывать стихи и сказки для своего будущего ребёнка.

Тут холстом для творчества является сам круглый животик будущих мам. Обычно женщины расслабляются и ждут, когда муж или близкий человек нарисует мягкой кисточкой что-то занятное на теле. Такая терапия сближает людей, а также помогает мамам полюбить свой животик. Для рисунков лучше использовать аква-грим.

Заниматься творчеством могут не только художники, музыканты и прочие одарённые личности. Каждый из нас творец. А женщина сама по себе олицетворяет искусство, создавая внутри себя будущего человека.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно”, — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; – нет; – затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? – – затрудняюсь.

Анкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет о сотрудничестве детской библиотеки, дошкольного учреждения и родителей в воспитании будущих читателей .

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Читайте также:
Как сдать анализ на коклюш ребенку? Как проводится лабораторная диагностика (анализы) коклюша и паракоклюша?

Мастер-класс в студии анимации «Сказка за сказкой» для родителей будущих дошколят. Фотоотчет. Видео Уважаемые коллеги! Ежегодно в дошкольных учреждениях нашего города проводится “День открытых дверей” для родителей будущих дошколят. Это.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Развлечение «Школа будущих космонавтов» Воспитатель: День сегодня не простой, Это в мире знает каждый. Впервые в космос полетел Человек с земли отважный 12 апреля 1961 года – первый.

Эффективность арт-терапии для беременных

Беременность – это особенный период в жизни каждой женщины. С каждым днём будущая мама становится все ближе к родам, к моменту, когда она в первый раз увидит своего младенца. Но есть и обратная сторона беременности, психологически сложная как для матери, так и для окружающих. Изменившийся гормональный фон, а также приближающееся время родов оставляют свой «отпечаток» на эмоциональном состоянии женщины.

Арт-терапия для будущих мам

Арт-терапия для беременных – хороший способ устранить все тревоги и опасения. Именно искусство поможет женщине успокоиться и с радостью считать оставшиеся дни до рождения ребёнка.

Почему беременным стоит заниматься арт-терапией?

Девушки, узнав о том, что беременны, чаще всего пребывают в стрессовом состоянии. И даже дело не в том, что дети не всегда бывают желанными. Даже положительные эмоции могут быть потенциально опасными для здоровья не только будущей мамы, но и её ребёнка. Поэтому важно с самых первых дней в этот период ожидания чуда, избегать любых волнений и стрессов. Отчасти эта задача ложится на плечи близких людей. Можно воспользоваться простыми творческими упражнениями, их называют арт-терапией.

Арт-терапия при беременности позволяет женщине привыкнуть к новой для себя личностной и социальной роли. То есть, упражнения, которые использует будущая мама, учат её нести ответственность за своё чадо, понимать, что теперь в её жизни появится самый родной и близкий человек. К тому же неважно, в ожидании первого ребёнка находится женщина или нет. Появление первенца или нового члена многодетной семьи всегда несёт определённую психоэмоциональную нагрузку, с которой и поможет справиться один из методов арт-терапии.

Занятие арт-терапией для беременных

У таких методов психотерапии в работе есть множество преимуществ: беременными женщинами творчество воспринимается, как возможность стать ближе к своему малышу. Они обретают внутреннюю гармонию, избавляются от тревог и страхов, осознают родительство и т. д. Все это отражается и на самочувствии будущей роженицы.

К тому же по утверждению психологов, арт-терапия для беременных придаёт женщинам уверенности в благоприятном исходе предстоящих родов.

От теории к практике

Среди эмоциональных состояний, которыми не по своей вине овладевает женщина в период беременности, наибольшее значение имеют страх неопределённости будущего. Риск неблагоприятного исхода родов и различных социальных проблем, с которыми сталкиваются все молодые мамы в первые месяцы жизни их чада, нередко доводят будущую маму до депрессии. Избавиться от стрессов в этот период важно и потому, что переживания могут отразиться на развитии малыша. Поэтому не стоит подвергать плод лишней опасности. Стоит как можно быстрее заняться полезным делом.

С процессом творчества проблемы возникают редко. К тому же совершенно неважен результат работы. Эффективен сам процесс рисования, лепки, шитья и т. д. Не нужно критически оценивать своё творение. Его не нужно представлять перед всеобщим обозрением, а стоит просто хранить среди личных вещей.

Арт-терапия для беременных и мам

В поиске времени для творческого самовыражения нельзя ограничивать себя и свои возможности. Выбрав занятие, например, рисование, необходимо в любом месте, где можно найти альбом, карандаши, мелки или фломастеры, приниматься за творение чего-то нового, чего велит эмоциональное состояние женщины, её чувства и душа. Так же и с любым другим видом творчества. Главное, стремится выражать свои эмоции.

Простой метод с расшифровкой цветов

Всем будущим мамам, психологи советуют пробовать заниматься арт-терапией самостоятельно (если основная цель терапии – помочь расслабиться) или же обращаться к специалистам. Решив уделить собственное время творчеству дома, следует:

  1. Включить лёгкую расслабляющую музыку и постараться расслабиться, сосредоточившись на положительных мыслях о малыше.
  2. Удовлетворить все свои творческие желания, которые могут только прийти в голову. Лепили вы скульптуры из глины или рисовали мандалы, сочиняли стихи, сказки – не важно. Главное, делать это в собственное удовольствие.
  3. Экспериментировать с яркостью, цветовой гаммой и формой творения.
  4. Проанализировать результат работы.

Рисование мандал успокаивает

При занятиях нужно максимально расслабиться, забыв обо всех проблемах. Можно представить, как ребёнок помогает женщине рисовать, лепить скульптуры, заниматься фотоколлажем и т. д. Главное, стараться думать о детях (беременность – это действительно незабываемый период в жизни).

Расшифровка результата

Цвета, которые преобладают в рисунке, необходимо проанализировать. Ведь именно его яркость и преобладания определённой цветовой гаммы, характеризуют эмоциональное состояние женщины.

  1. Фиолетовый цвет: полное осознание беременности, ожидание родов.
  2. Синий: готовность к материнству; чаще всего этот цвет проявляется в последние недели перед родами.
  3. Зелёный: женщина требует поддержки со стороны близких.
  4. Красный: будущая мама готовится к переменам внутреннего состояния.
  5. Чёрный: страх и беспокойство.
  6. Жёлтый: удовлетворённость поддержкой мужа, радость от вынашивания своего ребёнка.

Если женщине хочется оставить её рисунок белым, нетронутым яркими красками, то в душе будущей мамы царит умиротворённость. Такие девушки уже готовы к переменам в жизни, но иногда требуют поддержки со стороны мужей.

Важно не останавливаться на одном или нескольких занятиях. Арт-терапия эффективна только при постоянном её применении.

Рисунки на теле

Нанесение рисунков на живот будущей мамы – занятие эмоционально приятное и весёлое. Это такой боди-арт для беременных, в котором участвуют не только будущие мамы, но и папы. Чаще всего используются такие методы при работе с группой. Но психологи уверенны, что эффект от них не менее полезен, если лечение от страхов и тревоги проводится дома, в кругу близких людей.

Читайте также:
Можно ли кататься на велосипеде при грыже позвоночника: за и против

Во время беременности будущая мама имеет колоссальный творческий потенциал

Наиболее популярны такие темы рисования на теле:

  • «Эмоциональное состояние на родах»;
  • «Любовь к своему телу»;
  • «Любовь к малышу».

Одним из наиболее эффективных способов развеять собственные страхи является тема – эмоциональное состояние на родах. Через две следует повторить упражнение. Чаще всего используется этот метод начиная с седьмого месяца беременности, когда живот становится более округлым. Необходимо изобразить на нём своё самочувствие, ожидание, а также имеющиеся тревоги. Свои чувства нельзя ограничивать цветами.

Такие же особенности несёт в себе и тема – любовь к своему телу. Задача будущей мамы – выразить своё самочувствие. Именно этот способ оценивается психологами как основной для того, чтобы понять, готова женщина к предстоящим переменам в жизни или нет. Чем ярче рисунок, тем больше её тело и душа гармонируют друг с другом.

Заключение

Арт-терапия для беременных – это хороший способ расслабиться, забыв о постоянных стрессах и семейных проблемах. Творчество, которым занимаются будущие мамы, является отображением их эмоционального состояния.

Чем больше времени будущая роженица проводит за практикой терапии, тем больше шансов на то, что женщина достойно преодолеет не только роды, но и все трудности, с которыми сталкиваются родители в первые несколько месяцев жизни малыша.

Применение арттерапии в акушерской практике Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысенко О. В., Рандаренко И. Г., Бресский А. Г.

Беременность является чрезвычайно сильным эмоциональным фактором в жизни женщины, оказывающим глубокое влияние на всю ее психосоматическую организацию. Беременность влияет как на физиологические процессы, так и на психическую деятельность. Физиологические процессы в течение беременности изучаются достаточно интенсивно, а психическая сфера при беременности, особенно психическое состояние беременных женщин, требует углубленного изучения. На важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывали многие отечественные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления, допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, психическое утомление, тревога, депрессии и др. могут являться этиологическим фактором возникновения акушерских осложнений. Психологическое сопровождение беременной женщины и использование психокоррекционных методик является новым направлением в современном акушерстве .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лысенко О. В., Рандаренко И. Г., Бресский А. Г.

Текст научной работы на тему «Применение арттерапии в акушерской практике»

ПРИМЕНЕНИЕ АРТТЕРАПИИ В АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ

ЛЫСЕНКО О.В.. РАНДАРЕНКО И.Г.. БРЕССКИЙ А.Г.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

Резюме. Беременность является чрезвычайно сильным эмоциональным фактором в жизни женщины. оказывающим глубокое влияние на всю ее психосоматическую организацию. Беременность влияет как на физиологические процессы. так и на психическую деятельность. Физиологические процессы в течение беременности изучаются достаточно интенсивно. а психическая сфера при беременности. особенно психическое состояние беременных женщин. требует углубленного изучения. На важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывали многие отечественные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления. допускающего. что не только психические заболевания. но и такие психические факторы. как отрицательные эмоции. психическое напряжение. психическое утомление. тревога. депрессии и др. могут являться этиологическим фактором возникновения акушерских осложнений.

Психологическое сопровождение беременной женщины и использование психокоррекционных методик является новым направлением в современном акушерстве.

Ключевые слова: акушерство. психокоррекция. арттерапия.

Abstract. Pregnancy is extremely strong emotional factor in a life of the woman. making deep impact on all its psychosomatic organization. Pregnancy influences both physiological processes. and on mental activity. Physiological processes during pregnancy are investigated intensively enough. and the mental sphere at pregnancy. especially mental condition of pregnant women. demands profound studying. In importance of the interdisciplinary approach to obstetrics problems was specified by many domestic clinical physicians. It is a question of the form of the medical thinking supposing. that not only mental diseases. but also such mental factors as negative emotions. mental pressure. mental exhaustion. alarm. depressions. etc. can be factors of obstetrics complications.

Psychological support of the pregnant woman with using of psychocorrectional techniques is a new direction in modern obstetrics.

Адрес для корреспонденции: Республика

Беларусь. 210022. г. Витебск. пр.

Строителей. 12-41. тел.: 21-70-96. – Лысенко

Беременность является чрезвычайно сильным эмоциональным фактором в жизни женщины. оказывающим глубокое влияние на всю ее психосоматическую организацию. Беременность влияет как на физиологические процессы. так и на психическую деятельность. Физиологические процессы при беременности изучаются достаточно интенсивно. а психическая сфера при беременности. особенно психическое состояние беременных женщин. требует углубленного изучения. На важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывали многие отечественные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления. допускающего. что не только психические заболевания. но и такие психические факторы. как отрицательные эмоции. психическое напряжение. психическое утомление. тревога. депрессии и др. могут являться этиологическим фактором возникновения акушерских осложнений [1. 3. 4]. Поэтому. по нашему мнению. перспективным направлением в подготовке беременных к родам может случить психокоррекционная работа с использованием арттерапевтических методик.

В работе с беременными женщинами мы используем методики психологического тестирования. такие как: тест отношения беременной [4]. “Самооценка психических состояний”. “Самооценка экстравертности.

ригидности. тревожности”. “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина”. “Склонны ли Вы к фрустрации?”. “Склонны ли Вы к аффективным состояниям?”. “Шкала самооценки”. “Метода исследования уровня субъективного контроля психической стабильности”. “Шкала

Читайте также:
Как перестать бояться стоматологов и лечить зубы (дентофобия, стоматофобия)

количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной и роженицы”. методикам EPQ и ЕР1. методика САН. опросник нервно-психического напряжения.

В настоящей работе использован метод центрированного рисунка [1. 3]. Женщине предлагаются разноцветные карандаши. циркуль. бумага. На первом листе каждый определяет символику цвета. отвечая на вопросы: “Что для Вас значит этот цвет?”. “С чем ассоциируется этот цвет?”. На втором листе предлагается выбрать центральную точку и с помощью циркуля заполнить пространство листа концентрическими или пересекающимися окружностями в произвольном порядке. Затем предлагается заполнить образовавшийся рисунок цветами. применяя их как пожелание или дар своему ребенку при прохождении родового пути. сочетая цвета по усмотрению беременной. После этого предлагается внести в рисунок любые позитивные символы. помогающие дополнить план родов резервами (религиозные. семейные. национальные символы). В психологической практике очень важным фактором для достижения цели является построение проекта и перспективного плана достижения цели. В случае беременности и родов это осуществляется с помощью включения резервов ассоциативного мышления. Для этого предлагается анализ своих ассоциаций относительно цветового ряда (желтый. белый. зеленый. голубой. красный). проявленного в живой природе. с построением ассоциативного ряда резервных возможностей каждого цвета. Взаимоотношения человека с цветами наглядно демонстрируют его

эмоциональное состояние. Женщинам предлагается спонтанно самовыразиться с помощью 5-7 цветов. где смысл каждого цвета определяет сам человек (например. красный – символ силы. энергии. жизни; голубой – символ перспектив. дыхания. чистоты). Затем предлагается осмысленно использовать эти цвета (а значит. и соответствующие смыслы) для построения “плана родов”. Здесь женщина программирует будущее “родовое пространство”. создавая позитивный настрой. стабильный эмоциональный фундамент этого непростого для нее момента. Особым механизмом для выполнения этой программы является внесение элемента центрации в рисунок плана родов. Беременной предлагается начинать рисование из конкретной точки листа так. чтобы весь рисунок в результате сходился в эту точку (т.е. она должна быть центром). В данной методике используется творческий процесс беременной женщины с глубокой смысловой нагрузкой. что позволяет создать ассоциативный план родов.

Результаты и обсуждение

Для понимания поставленной нами цели использования арттерапевтической методики в работе с беременными мы приводим следующий клинический присер.

Женщина А.. 21 год. Диагноз: Беременность 38-39 недель. Гестоз 11-ой половины беременности легкой степени (5 баллов). Фетоплацентарная недостаточность. Хроническая гипоксия плода. Крупный плод. Артериальная гипертензия I степени. Н0. Ожирение I степени. Ангиопатия сетчатки обоих глаз.

При определении типа ПКГД диагностирован тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты (9 баллов по шкале “Т”). При тестировании по методике “Самооценка психических состояний” диагностированы: средний уровень тревожности (9 баллов). низкий уровень фрустрации (3 балла). средний уровень агрессивности (10 баллов). средний уровень ригидности (12 баллов). Эти данные подтверждаются также при тестировании по методикам: “Самооценка экстравертности. ригидности.

тревожности” (ЛТ3=36.7 баллов. Р=34 балла) и “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина” (ситуативная тревожность 48 баллов. личностная тревожность 44 балла). Отвечая на вопросы теста “Склонны ли Вы к фрустрации?”. женщина набрала 5 баллов (устойчивая тенденция к фрустрации). А по методике “Склонны ли Вы к аффективным состояниям?” – 1 балл (пациентке не свойственны дисфункциональные аффективные состояния). Беременная имеет средний уровень самооценки (48 баллов по методике “Шкала самооценки”). Использование “Метода исследования уровня субъективного контроля психической стабильности” говорит об общей интернальности испытуемой. что подтверждается при тестировании по методикам EPQ и ЕР1. При тестировании по шкале количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной и роженицы общее значение ПСИ составило 22 балла. По методике САН отмечается нормальный уровень настроения в сочетании с высоким уровнем напряжения и умеренно выраженной активацией. При использовании

опросника нервно-психического напряжения был выявлен умеренный уровень нервно-психического напряжения (55 баллов) и отсутствие астении (31 балл). Беременной предложена методика центрированного рисунка для построения позитивного планирования родов. После инструкции женщина активно включилась в работу. выполняла ее с энтузиазмом. хотя испытывала некоторый дискомфорт из-за того. что такого вида работу выполняла впервые. Цель работы – прорисовывая. осмыслить переживание и найти в себе силы трансформировать его в какие-либо гармоничные формы и цвета. Пациентка переживала страх и тревогу. особенно при мысли о предстоящих родах. В момент рисования подсознательно выбирала черный цвет. хотя в последующей беседе призналась. что старалась сопротивляться этому цвету. а рисунок выполнила так как ей хотелось (рис. 1).

Рис. 1 Центрированный рисунок до проведения психокоррекции

Анализ рис. 1. Центр основного элемента рисунка смещен относительно центра окружности. что говорит о разбалансировании эмоций. Окончания пяти лепестков вынесены за пределы окружности и окрашены в черный цвет. Основная окружность также выделена черным цветом. На противоположном полюсе окружности. относительно основного элемента рисунка. расположена полуокружность. выделенная черным цветом. центральные лепестки в ней также окрашены черным цветом. Общее впечатление от рисунка: несмотря на то. что отдельные лепестки и окружности окрашены в яркие цвета. в целом. рисунок воспринимается как черный. В рисунке отсутствует желтый цвет. Цветовая гамма говорит о гнетущем настроении. При беседе выяснилось. что изображать свое эмоциональное состояние женщине было сначала нелегко. но

потом. перенося свои переживания на рисунок. она ощущала освобождение от внутренней тяжести. После просьбы отдать рисунок для использования в нашей работе. беременная отдала его с радостью. что расстается со своими переживаниями.

Учитывая данные проведенной нами диагностики и наличие у пациентки тревожного типа психологического компонента гестационной доминанты по всем блокам (отношение женщины к себе беременной. отношение женщины к формирующейся системе “мать – дитя”. отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих). а в особенности в блоке А (отношение к беременности. отношение к образу жизни во время беременности. отношение во время беременности к предстоящим родам). нами проведена вводная психопрофилактическая беседа. основанная на теории С. Грофа о перинатальных матрицах [2]. Кроме того. с женщиной проведена беседа о грудном вскармливании и тренинг общения с ребенком через звук. письмо и пение. т.к. 3 балла по шкале “Т” находились в блоке Б (отношение к себе как к матери. отношение к своему ребенку. отношение к вскармливанию ребенка грудью). Проведен психологический тренинг с целью разрешения и профилактики внутрисемейных конфликтов с мужем и родственниками. поскольку 3 балла по шкале “Т” находились в блоке В (отношение ко мне беременной мужа. отношение ко мне беременной родственников и близких. отношение ко мне беременной посторонних людей).

Читайте также:
Алкобарьер: отзывы, капли или порошок – что лучше, инструкция по применению, цена

После проведенных психокоррекционных мероприятий женщине повторно предложено нарисовать центрированный рисунок (рис. 2).

Рис. 2 Центрированный рисунок после проведения психокоррекции.

В работе имеется четкий центр симметрии. Рисунок представляет собой яркий цветок. Нужно отметить. что часть лепестков (также как и в предыдущем рисунке) вынесены за пределы основной окружности. но окрашены не черным. а голубым цветом. Цветовая гамма. использованная женщиной. светлее. чем в предыдущем рисунке. Появился яркий желтый цвет. а черный цвет использован только для того. чтобы выделить линии и отдельные элементы. Но. выделенные черным. желтые элементы рисунка имеют острые углы. что говорит о сохраняющемся волнении. а также разбалансировании эмоций и потенциальной внутренней агрессии. Общее впечатление от рисунка: сочетание цветов очень “спокойное”. преобладают желто-розово-голубые оттенки. Женщина отмечает улучшение эмоционального состояния. После просьбы отдать рисунок. беременная согласилась отдать нам его при условии. что мы сделаем для нее копию.

Для прогнозирования течения беременности и родов к рутинному клинико-лабораторному обследованию целесообразно добавить комплексное психологическое обследование. что обеспечит дифференцированный подход к возможной психокоррекции. А использование арттерапии в акушерстве -является новым перспективным направлением психокоррекционной работы с беременными.

1. Абрамченко. В. В. Перинатальная психология: Теория.

методология. опыт / В. В. Абрамченко. Н. П. Коваленко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. – 348 с.

2. Гроф. С. За пределами мозга / С. Гроф. – М.: Изд-во.

Трансперсонального института. 1993. – 504 с.

3. Коваленко-Маджуга. Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко-Маджуга. – 2-е изд.. испр. и доп. – СПб.. 2001. – 214 с.

4. Эдеймиллер. Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эдеймиллер. И. В. Добряков. И. М. Никольская. – СПб.: Речь. 2003. – С.104 – 140.

Возраст или артрит голеностопного сустава?

Артрит голеностопного сустава – это острый или хронический воспалительный процесс в области лодыжки, который приводит к нарушению обмена веществ в суставных структурах. Это состояние сопровождается болевыми ощущениями и скованностью при движении. Но главная его опасность заключается в том, что оставленная без лечения болезнь вызывает деградацию хрящевой и даже костной ткани, переходит на связки, сухожилия и мышцы. В запущенных случаях артрит голеностопа ведет к инвалидности и утрате трудоспособности.

Артрит голеностопа суставов изматывает постоянными болями и может приводить к полной недееспособности.

Поскольку голеностопный сустав – один из самых нагруженных в человеческом организме, при его повреждении человек инстинктивно переносит вес тела на другую ногу. Это запускает “эффект домино” – вскоре другие сочленения нижних конечностей и позвоночника начинают выходить из строя. Можно ли предотвратить это состояние и как лечить артрит голеностопного сустава, если он уже диагностирован?

Причины артрита голеностопного сустава

Спровоцировать воспаление и разрушение хрящевой ткани может целый ряд причин, от травмы до инфекции, которая попала в синовиальную сумку. Поэтому, с точки зрения этиологии, болезнь принято разделять на первичный (связанный с непосредственным поражением сустава) или вторичный (связанный с внесуставным заболеванием) артрит голеностопа.

Существует 4 группы причин голеностопного артрита:

воспалительные (септические, туберкулезные, анкилозирующий спондилоартрит), дистрофические (деформирующий остеоартроз, обменные и эндокринные заболевания, патологии, связанные с условиями труда),

травматические (закрытые травмы или длительное и регулярное вибрационное воздействие)

другие (связанные с интоксикацией, заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной и других систем).

Чаще всего артрит голеностопа возникает на фоне:

  • обменных нарушений (сахарный диабет, подагра);
  • аутоиммунных заболеваний (ревматоидный артрит, системная красная волчанка, псориаз);
  • дегенеративно-дистрофических патологий (артроз коленного, голеностопного, плюснефаланговых суставов);
  • системных инфекционных заболеваний (микоплазмоз, хламидиоз, грипп, дизентерия, сальмонеллёз и другие кишечные, а также респираторные инфекции);
  • травмы нижних конечностей.

К числу факторов, предрасполагающих к артриту голеностопа, также относятся:

  • лишний вес;
  • преклонный возраст;
  • малоподвижный образ жизни;
  • аллергия;
  • курение;
  • злоупотребление алкоголем;
  • хронический стресс;
  • несбалансированное питание;
  • болезни позвоночника, связанные с ухудшением проводимости нервных импульсов;
  • повышенные профессиональные или спортивные нагрузки на сустав;
  • неблагоприятные микроклиматические или антисанитарные условия проживания или труда.

Если болезнь не зашла далеко, признаки артрита голеностопного сустава могут полностью уйти при устранении негативного воздействия – например, снижении массы тела, отказе от вредных привычек, нормализации режима и питания.

В противном случае под воздействием упомянутых выше факторов происходит массовая гибель клеток во всем организме. В связи с тем, что метаболизм в суставах идет медленно из-за отсутствия кровеносных сосудов в хрящах, продукты распада мертвых клеток не успевают выводиться. Это приводит к тому, что в суставах накапливаются ферменты, которые “разъедают” хрящевую выстилки. Именно поэтому нельзя пускать артрит голеностопного сустава на самотек – даже непродолжительное обострение чревато необратимыми последствиями!

Артрит голеностопного сустава: симптомы болезни

Признаки артрита голеностопного сустава несложно перепутать с другими заболеваниями опорно-двигательного сустава, которые вызывают боль в лодыжке (например, тендинит ахиллового сухожилия). Поводом для обращения к врачу должны стать следующие симптомы артрита голеностопа:

  • боль при движении в суставе, легком нажатии или даже прикосновении к коже над щиколоткой (гиперчувствительность кожи);
  • быстрая утомляемость ног;
  • хруст при движении в суставе;
  • эритема (покраснение на коже, связанное с тем, что ткани переполнены кровью);
  • отечность сустава и стоп, вызванная синовитом;
  • локальное повышение температуры и покраснение кожи над больным суставом;
  • скованность при движении;
  • частые спазмы и судороги в районе голени и стопы;
  • на поздних этапах – заметное искривление ноги или образование шишек.
Читайте также:
Аспирин при высоком давлении (гипертонии): можно ли пить, снижает

Главная отличительный симптом артрита голеностопа – это острая или ноющая боль, которая не оставляет больного во время отдыха. Многие пациенты жалуются на усиление болевого синдрома после того, как нога длительное время находится в неподвижности (например, после ночного сна). По утрам, как правило, увеличивается отек и другие симптомы болезни – при артрите голеностопа больным требуется в среднем 40-60 минут движения, чтобы восстановить подвижность лодыжки.

Симптомы артрита голеностопа легко перепутать с другими заболеваниями, поэтому для наиболее точной постановки диагноза обратитесь к врачу.

Достаточно часто артрит голеностопного сустава приходит “как гром среди ясного неба” – человек ложился здоровым, а наутро нога уже распухла и болит. Особенно это характерно для инфекционной формы артрита. Воспаление в суставе, связанное с обменными и аутоиммунными заболеваниями, может совпадать во времени с обострениями основной болезни.

Характерны для артрита голеностопного сустава и системные проявления – температура тела повышается, появляется слабость, лихорадка с ознобом, повышенное потоотделение, вялость, наблюдается потеря аппетита, снижение массы тела.

При появлении 3-х и более признаков артрита голеностопного сустава, упомянутых выше, требуется диагностическое обследование у ортопеда или ревматолога. При опросе врач устанавливает наличие травмы, аллергии, метаболических патологий в анамнезе, уточняет род деятельности пациента. Проверяется объем движений в суставе. Лабораторные исследования требуются для дифференциальной диагностики – как правило, нужны анализы СОЭ и лейкоцитов, мочевой кислоты и ревмофактора. При четких симптомах артрита голеностопа специалист может ограничиться рентгенографией.

Стадии артрита голеностопного сустава

При артрите голеностопа подвижность в суставе нарушается, начинается застой синовиальной жидкости, голодание и разрушение хрящевой ткани. Степень развития патологических изменений и признаков артрита голеностопного сустава позволяет врачам выделить три стадии болезни.

1-я стадия артрита голеностопного сустава

Острый артрит начинается внезапно, с покраснения, сильной отечности и резкой боли. Среди первых симптомов артрита голеностопа в хронической форме возникает слабая боль при движении, которую больные списывают на усталость после трудового дня. Со временем дискомфорт не уходит, а лишь нарастает.

Хотя при хроническом течении болезни пациенты редко обращаются за помощью на этой стадии, именно на ней лечение артрита голеностопного сустава дает лучший результат.

2-я стадия артрита голеностопного сустава

Болевой синдром досаждает больному практически постоянно. Подчас боль носит приступообразный характер, то стихая, то нарастая, но никогда не уходит полностью. Появляются нарушения сна. Лодыжки становятся горячими, отекают (особенно заметно, когда пациент пытается обуться). Симптомы артрита голеностопного сустава появляются и на коже – это покраснение, горячность, острая чувствительность. Ограничение подвижности (невозможность повернуть стопу), метеочувствительность и спазмы заставляют большинство пациентов обратиться к врачу, чтобы узнать чем лечить артрит голеностопа.

3-я стадия: артрита голеностопного сустава

Положение стопы становится заметно деформированным. Движение в суставе ограничено почти полностью даже при наличии лечения от артрита голеностопа. Больной испытывает трудности при ходьбе и нуждается во вспомогательных приспособлениях (трость, костыли, ходунки). Наступает инвалидность.

Как лечить артрит голеностопного сустава

Лечение артрита голеностопного сустава ведется поэтапно и комплексно, с учетом стадии и индивидуальной динамики заболевания. В первую очередь больным подбирают медикаменты и витаминные добавки, назначают физиотерапию для снятия воспаления, обезболивания и улучшения обменных процессов. Попутно применяется диетотерапия (особенно эффективна при подагрическом артрите) и комплекс ЛФК при артрите голеностопного сустава.
После снятия острой симптоматики и наступления ремиссии больной переходит в ведение врача-реабилитолога, который назначает ему массаж, мануальную терапию, ношение поддерживающих ортезов и бандажей.

В запущенных случаях, когда консервативное лечение артрита голеностопа не приносит результат, могут потребоваться хирургические манипуляции – эндропротезирование, артропластика и другие реконструктивные операции.

Все меры лечения артрита суставов голеностопа усиливают друг друга и не должны применяться по отдельности.

Физиотерапевтическое лечение артрита голеностопного сустава

Физиотерапевтическое лечение артрита суставов голеностопа (как правило, проводится сеансами – от 8 до 24) подключают к терапии, когда воспаление идет на спад. Оно помогает устранить остаточные застойные явления, улучшить подвижность в суставе, обеспечить стойкую ремиссию и скорее вернуть пациента к нормальной жизни без симптомов артрита голеностопного сустава.

Физиотерапия является одним из эффективных способов борьбы с болями при артрите голеностопа

Ряд процедур (магнитотерапия, лекарственный электрофорез) допускается и на пике заболевания. Они усиливают эффект от препаратов системного и местного действия.

Для лечения артрита голеностопного сустава используется:

  • лазерная терапия;
  • ультравысокочастотная терапия (УВЧ);
  • амплипульс;
  • фонофорез с гидрокортизоновой мазью;
  • УФ-терапия;
  • лечебный массаж;
  • криотерапия;
  • диадинамотерапия;
  • бальнеотерапия и грязелечение.

Любое самостоятельное прогревание больного сустава в острой стадии строго запрещено!

Массаж в лечении артрита голеностопа

Массаж при артрите голеностопного сустава помогает восстановить питание хрящевой ткани, поддержать ослабленные за время болезни мышцы и связки, устранить скованность и продлить ремиссию даже при хроническом течении. Процедура проводится на обе ноги, с захватом бедер, голеней, щиколоток, свода стоп.

Обратите внимание: массажные методики используются строго после снятия “острых” симптомов. Массаж при наличии даже незначительного остаточного воспаления может вызвать рецидив артрита.

Самомассаж без ведома специалиста при артрите голеностопного сустава крайне нежелателен.

ЛФК при артрите голеностопного сустава

Упражнения при артрите голеностопа следует начинать спустя 2-4 недели, т.е., после того, как пройдет острый период болезни. Если какое-то упражнение вызывает резкую боль следует отложить его выполнение до тех пор, пока связки не окрепнут. Особую осторожность следует соблюдать при травматическом артрите голеностопного сустава – упражнения противопоказаны при наличии свежих переломов, растяжений и других повреждений.

Курс ЛФК при артрите голеностопного сустава составляет минимум 2-3 месяца, если присутствует риск рецидива – вплоть до 2-3 лет. Комплекс упражнений при артрите голеностопного сустава важно выполнять каждый день (1 раз), без пропусков.

Рекомендуем следующие простые упражнения при артрите голеностопа, которые подойдут больным любого возраста и с любым уровнем физподготовки:

  1. Исходное положение – сидя на стуле ровно, руки удерживают сидение. Не отрывая пятки от пола, разведите стопы максимально широко в стороны и вверх, а затем сведите их в и.п.
  2. Исходное положение – сидя на стуле, стопы стоят на полу примерно на ширине плеч. Медленно и плавно сводите стопы кнутри и вверх, пока большие пальцы не соприкоснутся.
  3. Исходное положение – позади стула, руки лежат на спинке. Приподнимитесь на носках до ощущения напряжения в верхней точке, не делая упор на руки (они держатся за стул для подстраховки).
  4. Исходное положение – то же. Делая упор на пятку, поднимайте носки настолько высоко, насколько можете, как бы оттягивая их на себя.
  5. Исходное положение – стоя, ноги расставлены нешироко. Мягко поднимитесь на носках, сводя пятки.
  6. Исходное положение – то же. Поднимитесь на носках, разводя пятки.
  7. Исходное положение – ноги широко расставлены, здоровая нога стоит впереди (носок вперед), больная сзади (носок чуть в сторону). Опираясь ладонями на колено здоровой ноги, делайте неглубокий присед на здоровую ногу (больная не сгибается). Стопы при этом должны полностью стоять на полу, не отрываясь. Повторите то же самое, поставив больную ногу вперед.
Читайте также:
Азитромицин при простатите: особенности применения. Как принимать Азитромицин при простатите: схема лечения

Следующие упражнения при артрите голеностопного сустава можно выполнять утром, лежа в кровати – это поможет размяться и уменьшить боль при выполнении бытовых дел.

Исходное положение – лежа на спине. Выполняйте носками ног круговые движения с максимальной амплитудой по и против часовой стрелки.

Исходное положение – лежа на спине. Сводите и разводите носки с максимальной амплитудой, раскачивая их влево и вправо.

Исходное положение – то же. Носок левой ноги вытяните вперед, от себя. Правой – назад, к себе. Плавно смените ноги.

Исходное положение – то же. Сожмите пальцы ног, напрягая мышцы, и сведите стопы. Затем натяните пальцы по направлению “на себя” и разведите стопы.

Указанные упражнения для артрита голеностопного сустава выполняются 6-8 раз. Избегайте резких движений.

Обратите внимание, что в первые дни упражнения при артрите голеностопного сустава могут вызывать умеренную боль, а боль в суставе может даже усилиться. Но уже через 2-4 недели дискомфорт полностью исчезнет, а амплитуда движений увеличится.

Медикаментозное лечение артрита голеностопного сустава

Лечение артрита голеностопного сустава медикаментами ведется в нескольких направлениях:

  • снятие воспаления;
  • устранение болевых ощущений;
  • восстановление хрящевой выстилки сустава;
  • вывод продуктов распада из сустава и околосуставных тканей;
  • улучшение питания тканей (стимуляция кровообращения).

При вторичном заболевании голеностопа необходима также терапия основной патологии – например, прием антибиотиков, цитостатиков, антигистаминных и базисных препаратов для лечения ревматоидного артрита. Препараты принимаются внутрь, наружно или в виде внутрисуставных уколов при артрите голеностопного сустава.

Медикаментозное лечение артрита способно быстро купировать боли и частично восстановить хрящевую ткань сустава.

Внимание: обычные анальгетики для лечения артрита голеностопного сустава используются не дольше 3-х дней, до визита к врачу, поскольку они маскируют осложнения!

Противовоспалительные препараты при артрите голеностопа

Противовоспалительные препараты для лечения артрита голеностопа бывают стероидными (гормональными) и нестероидными. В первую очередь применяются нестероидные лекарства (НПВП) которые призваны облегчить симптомы артрита голеностопного сустава, но не влияют на состояние хрящевой ткани. К ним относятся: артрадол, ибупрофен, диклофенак, кетопрофен, мелоксикам, нимесулид, индометацин, целекоксиб, лорноксикам.

Если НПВП оказываются не способны снять боль, врач назначает короткий курс ГК (глюкокортикоидов) – чаще всего в форме уколов при артрите голеностопного сустава. Проходить курс следует не чаще 2 раз в год, строго соблюдая рекомендации врача, поскольку при бесконтрольном приеме ГК негативно влияют на иммунитет, эндокринную систему, способны ухудшить состояние суставов.

Чаще всего в лечении артрита голеностопного сустава применяют: гидрокортизон, преднизолон, метилпреднизолон, дипроспан.

Хондропротекторы при артрите голеностопа

Медикаментозное лечение артрита голеностопного сустава при помощи НПВП и ГК является симптоматическим. Но для регенерации суставу необходимы питательные вещества – глюкозамин и хондроитин, которые входят в состав синовиального хряща и суставной жидкости. Они обеспечивают достаточную вязкость синовиальной смазки, повышают эластичность и амортизационные характеристики хряща.

Наибольшей эффективностью в лечении артрита голеностопа отличаются: артракам, артравир, хондроитин комплекс, дона, структум, протекон, артра, алфлутоп, мовекс актив, терафлекс.

Спазмолитики и миорелаксанты при артрите голеностопа

При артрите голеностопного сустава обычны нарушения мышечного тонуса и спазмы, которые нарушают обменные процессы и провоцируют обострение болевого синдрома.

Чтобы устранить их используют: дротаверин, толперизон, тизанидин, мидокалм, баклосан.

Разогревающие средства при артрите голеностопа

Разогревающие средства в лечении артрита голеностопного сустава представлены мазями, кремами, гелями, компрессами и бальзамами для наружного применения. Они обладают местнораздражающим эффектом, помогают снять боль и воспаление, улучшают трофику тканей.

В любой аптеке можно приобрести: диклофенак, вольтарен, фастум гель, финалгон, никофлекс, випросал В, капсаициновую, индометациновую мазь.

Диета при лечении артрита голеностопного сустава

Диета при артрите голеностопа назначается индивидуально, с учетом возраста и хронических обменных заболеваний.

В любом случае, при лечении артрита голеностопного сустава желательно:

  • ограничить жирную мясную пищу – вместо этого отдавайте предпочтение рыбе северных морей, диетическому мясу птицы;
  • употреблять как можно больше продуктов, богатых коллагеном (холодцы, желе, заливное);
  • избегать соленых и сладких блюд, которые усиливают отеки;
  • отказаться от алкоголя и газировки;
  • исключить из меню полуфабрикаты и колбасные изделия.

Меню больного при лечении артрита голеностопа должно быть богато витаминами А, В1, В3, В6, В12 (снимает воспаление), селеном, серой, цинком и незаменимыми аминокислотами. Для этого ешьте яйца, молочные продукты, орехи, пророщенную пшеницу и цельнозерновые каши.

Следите за здоровьем, и ноги Вас не подведут!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: